Христианизация России. С образованием и развитием древнерусского государства, формированием единой русской нации язычество, с его многочисленными божествами в каждом племени, традициями трайбализма и кровной мести, человеческими жертвоприношениями и т.д., перестало отвечать новым условиям общественной жизни.

Предпринятые киевским князем Владимиром I (980-1015) в начале своего правления попытки несколько упорядочить ритуалы, поднять авторитет язычества, превратить его в единую государственную религию не увенчались успехом. Язычество утратило былую естественность и привлекательность в восприятии человека, преодолевшего племенную узость и зашоренность. Основные войны в истории России.

Соседи Руси - Волжская Булгария, исповедовавшая ислам, Хазарский каганат, принявший иудаизм, католический Запад и центр православия - Византия, пытались обрести единодушие перед лицом стремительно набиравшего силу российского государства. И Владимир I на специальном Совете в Киеве, выслушав послов от соседей, принял решение - ознакомиться со всеми религиями и выбрать лучшую, разослать российские посольства по всем землям. В результате было выбрано православное христианство, которое поразило россиян великолепием соборов, красотой и торжественностью служб, величием и благородством православной христианской идеи - своеобразной идиллии прощения и бескорыстия.

Первые достоверные сведения о проникновении христианства на Русь относятся к 11 веку. Христиане были среди воинов князя Игоря, княгиня Ольга, которая была крещена в Константинополе и поощряла своего сына Святослава, была христианкой. В Киеве была христианская община и церковь Святого Ильи. Кроме того, важную роль в этом выборе сыграли давние торговые, культурные и даже династические связи (сам Владимир Красное Солнышко был женат на сестре византийских императоров Анне) Киевской Руси и Византии. Кстати, близкое родство правящих династий, в свою очередь, исключало вассальную зависимость молодого российского государства от византийского центра христианства.

Киевский князь Владимир, крещенный в 988 году, начал энергично насаждать христианство в национальном масштабе. По его приказу жители Киева были крещены в Днепре. По совету христианских священников, в основном выходцев из Болгарии и Византии, дети "лучших людей" были переданы духовенству для обучения грамоте, христианским догмам и воспитания в христианском духе. Подобные акции проводились и в других землях. На севере страны, где языческие традиции оставались сильными, попытки крещения иногда сталкивались с трудностями и приводили к восстаниям. Так, чтобы покорить новгородцев, потребовалась даже военная экспедиция киевлян, возглавляемая дядей великого князя Добрыней. И на протяжении ряда последующих десятилетий и даже столетий в сельской местности существовало двоеверие - своеобразное сочетание прежних представлений о мире сверхъестественного, языческих курганов, буйных праздников родной древности с элементами христианского мировоззрения, миропонимания.

Принятие христианства имело огромное значение для дальнейшего развития древнерусского государства. Это идеологически укрепило единство страны. Были созданы условия для полноценного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины в политической, коммерческой, культурной областях с другими христианскими племенами и народностями на основе общих духовных и нравственных принципов. Крещение на Руси создало новые формы внутренней жизни и взаимодействия с внешним миром, оторвало Россию от язычества и магометанского Востока, приблизив ее к христианскому Западу.

Христианство на Руси было принято в восточном, византийском варианте, который позже получил название - Православие, т.е. истинная вера. Русское православие вело людей к духовному преображению. Однако православие не давало стимулов для социального прогресса, для преобразования реальной жизни людей. В дальнейшем такое понимание целей жизни стало расходиться с европейским типом отношения к преобразующей деятельности, и начало замедлять развитие.